Возрастные особенности ребенка 3 - 4 года.

Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его

рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш

начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с

формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает

противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями.

Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении,

признании и самостоятельности.

В этом возрасте ваш ребенок:

Выражает желание делать всѐ по-своему. Это необходимо ребенку для

благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного

человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые

отношения.

Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что

предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам.

Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого.

При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.

Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других,

более сложных и стабильных мотивов.

Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со

сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и

детей на его поступки.

Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней

ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте

ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на

что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и

воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и

чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает

уже известным словам свой особенный смысл.

Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально

выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают

эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений

между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят

друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к

родителям другого пола в детстве.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого

пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в

комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была

полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-

Барабаса и прочих нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи

отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке

любви, жалости и сочувствия.

С терпением и пониманием относится к протестам и бунтам ребенка. Помните, что

подавленная в этом возрасте воля ребенка может привести к пассивности,

зависимости и инфантильности. Иногда следует позволять ребенку настаивать на

своем (если это не опасно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется

нелепым или ненужным.

Но, когда капризы становятся частыми и по нелепым поводам – это вас должно

насторожить. Не позволяйте ребенку командовать собой и добиваться своего

только таким способом. Иначе это станет привычкой и потом вам с этим придется

очень долго и тяжко справляться. Старайтесь договариваться.

Помните, что упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на своем не

потому, что ему этого хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением

считались.

Разбирайте вместе с ребенком конфликтные ситуации в детском саду или на

детской площадке. Учите его уважать собственные и чужие интересы и чувства.

Для этого важно самим быть для него примером – то есть уважительно относиться к

нему самому и другим членам семьи.

Бережно обращайтесь с чувствами ребенка. С пониманием относитесь к его горю

или злости, разделяйте с ним радость, чувствуйте его усталость. Важно не

подавить его эмоции, а научить его правильно справляться с собственными

эмоциями.

Не создавайте из возрастных страхов лишней проблемы! Вовремя успокойте

ребенка, нежно поговорите с ним. Помните: при спокойной и благоприятной

атмосфере в семье эти страхи проходят сами собой или проявление их будет

незначительно.

Продолжайте развивать координацию движений (учите прыгать, стоять на одной

ноге, играть с мячом), мелкую моторику (лепка, шнуровка, пирамидки, собирание

бусинок).

Помните, что речевые обороты и запас слов у ребенка формируется из той речи,

которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг очень полезно для

расширения словарного запаса ребенка, развития его мышления. Больше

разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте события дня, а также терпеливо

отвечайте на вопросы.

Что должно беспокоить родителей в ребѐнке к 4 годам:

Чрезмерное беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;

Резкие смены настроения, раздражительность, частые и продолжительные

истерики;

Чрезмерная медлительность, вялость,

Трудности контактов со сверстниками и взрослыми, отсутствие потребности в

общении

Плохой сон (вскрикивает во сне, часто просыпается и т.п.)

Тики (непроизвольное подергивание век, губ, мышц лица, навязчивые

однотипные движения, грызение ногтей.

Заикание

Задержка в речевом развитии